Какие документы регламентируют проведение периодической проверки?
«Работодатель обязан организовать регулярную проверку исправности систем в соответствии с указаниями в их эксплуатационной документации (инструкции).»
Важно отметить, что динамические и статические испытания страховочного оборудования в эксплуатирующих организациях не проводятся.
Кто имеет право проводить периодическую проверку?
«Работник должен быть не моложе 21 года, иметь не менее двух лет опыта выполнения работ на высоте и пройти обучение по программе подготовки работников третьей группы по безопасности работ на высоте.»
Таким образом, право проводить осмотр имеет работник с третьей группой допуска по высоте, обладающий соответствующим стажем и подготовкой.
Однако важно учитывать дополнения из ГОСТ Р ЕН 365–2010
«Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Основные требования…», пункт 4.4, который уточняет:
«Периодические проверки могут проводиться только производителем либо лицом или организацией, уполномоченными производителем, если производитель считает это необходимым, например, из-за сложности или новизны оборудования, либо в случае, если для оценки изделия требуются специальные знания (например, при останова падения устройством втягивающего типа).»
- Полный текст ГОСТа: ГОСТ Р ЕН 365–2010
- Приказ 782н: Министерство труда, Приказ от 16.11.2020 №782н
Почему нужно проводить периодические проверки?
Снова обратимся к пункту 123 Приказа 782н и пункту 4.4.b) ГОСТ Р ЕН 365–2010. Проверки СИЗ должны проводиться:
«Рекомендации в отношении частоты проведения периодических проверок с принятием во внимание таких факторов, как требования законодательства, тип оборудования, частота использования, условия окружающей среды.» Рекомендованная частота — не реже одного раза в 12 месяцев. Некоторые производители могут устанавливать более частые сроки — это всегда указано в технической документации.
Переходим к практике: как провести осмотр привязи шаг за шагом.
Осмотр привязи — это последовательная процедура, которую необходимо выполнять по методике. Safe-Tec, как производитель СИЗ от падения с высоты, предоставляет подробную инструкцию по периодическому осмотру. Она дополняет эксплуатационную документацию и содержит четкий пошаговый алгоритм действий.
Этап 1. Проверка на самостоятельный ремонт и модификации СИЗ
Первым делом убедитесь, что изделие не подвергалось самостоятельному ремонту или модификациям. Наличие нестандартных нитей, швов, наклеек, неоригинальной фурнитуры — категорически запрещены.
Этап 2. Идентификация СИЗ и маркировка
Даже если вы уверены, что держите в руках «знакомую» привязь — убедитесь, что маркировка разборчива и читаема. На ней должны быть указаны:
- наименование изделия и артикул,
- серийный номер,
- дата производства,
- срок годности,
- обозначения анкерных точек (если есть).
Если маркировка утеряна, стерта, не читается, или срок годности истёк — изделие следует изъять из эксплуатации.
Этап 3. Проверка индикатора срыва
Многие модели привязей снабжены индикатором срыва — это элемент шва, повреждающийся при остановке падения. Он должен быть целым, без разрывов и надрезов. Если индикатор повреждён — СИЗ нельзя использовать, даже если всё остальное в порядке. Подробнее ознакомиться с индикаторами срыва можно в статье
Этап 4. Осмотр ленты
Это один из самых важных этапов. Для удобства, встряхните привязь за заднее D-кольцо, и осматривайте каждую лямку по очереди, не путаясь, раскрывая все складки, соединения и двигая элементы фурнитуры по ленте. Оценивается:
- наличие надрезов, истирания, прожогов, обугливания;
- сквозные повреждения и остекление (уплотнение, глянцевание ленты);
- следы химикатов, краски, масел;
- обесцвечивание, неравномерный цвет;
- изменения структуры — снижение гибкости, упругости, неоднородность по толщине;
- наличие посторонних элементов: стикеров, липких лент, грязи.






Особенно важно осматривать участки вблизи пряжек и соединительных элементов — там повреждения наиболее вероятны.
Этап 4а. Проверка огнеупорной ленты (если применимо к СИЗ)
Если вы осматриваете огнеупорную привязь, обратите внимание на дополнительные критерии в инструкции производителя:
Допускается:
- до 3 прожогов верхнего слоя длиной до 5 мм на участке 10 см,
- изменение цвета на коричневый и поверхностное обугливание,
- не более 3 выбившихся параарамидных волокон на участке 50 см без повреждений.
Недопустимо:
- прожоги свыше 5 мм,
- повреждение параарамидных волокон,
- сквозные дефекты,
- более 3 выбившихся волокон на 50 см.
Выбившиеся волокна нельзя обрезать или прижигать!
Почему огнеупорные привязи разрушаются, и как продлить срок службы такого СИЗ можно узнать в статье
Этап 5. Проверка швов
Каждый шов должен быть целым, плотным, без распусканий. Допускается:
- торчащие нити длиной до 10 мм на концах,
- максимум 2 выбившихся стежка длиной до 8 мм.
Если шов надрезан, распущен или имеет утрату плотности — изделие следует изъять из эксплуатации.
Торчащие нити нельзя обрезать, выдёргивать или подплавлять!

Этап 6. Осмотр фурнитуры
Проверьте:
- все D-кольца и регулировочные пряжки на отсутствие трещин, вмятин, деформаций;
- металлические элементы на предмет коррозии: лёгкий налёт, снимающийся ветошью — допустим. Всё остальное — недопустимо;
- Х-пластину — она должна быть на месте и без повреждений;
- парковочные петли, пластиковые элементы — надрывы и деформация недопустимы, при нарушении целостности привязь выводится из эксплуатации.
Если парковочную петлю можно удалить без нарушения конструкции привязи, то такой СИЗ пригоден для дальнейшей эксплуатации.


Что делать после осмотра?
Итоги проверки фиксируются в Идентификационной карте изделия. Такая карта всегда идет в комплекте поставки СИЗ. В неё вносятся:
- дата осмотра и следующей проверки,
- ФИО и должность проверяющего,
- техническое состояние,
- допущено или нет к эксплуатации,
- все замечания и причины при необходимости изъятия.
Если Идентификационная карта утеряна, ее можно восстановить, скачав с сайта производителя!
Если выявлено хотя бы одно повреждение…
…изделие немедленно изымается из эксплуатации. Повторное использование возможно только после письменного разрешения производителя или уполномоченного лица (например, сервисного центра Safe-Tec). Самостоятельный ремонт любого СИЗ — строго запрещён.
Компетентно проведённый осмотр — это не просто акт добросовестности, а основа всей системы безопасности работ на высоте. Он требует внимания, системности, практического опыта и знания нормативной базы. Safe-Tec предоставляет всё необходимое для этого: инструкции, чек-листы, обучающие материалы и поддержку специалистов.