Современное оборудование для безопасного труда
Вопросам безопасного труда на производстве — особое внимание, именно поэтому в компании принято решение запустить проект по внедрению новых страховочных систем.
— Компания «Норникель» является социально-ответственной компанией. Выполнение обязательств в области безопасности – в приоритете. При работе на высоте могут возникнуть экстренные ситуации, когда должна быть организована аварийная эвакуация машинистов кранов. Необходимо было продумать, какие средства обеспечивали бы экстренную эвакуацию, и реализовать задуманное. Это цель большой стратегии, — подчеркнул в разговоре с Kn51.ru заместитель генерального директора — директор департамента промышленной безопасности КГМК Игорь Лыков.
В 2022 году проведена большая работа по проектированию, поиску подрядчика, монтажу. Новое оборудование установлено, и теперь сотрудники проходят обучение.
Что из себя представляет страховочная система? Это стационарные анкерные линии, позволяющие перемещаться к месту ведения работ на высоте безопасно. Основной элемент – стальной трос, по которому двигается подвижная каретка. Общая протяженность анкерных линий, проведенных в подразделениях КГМК, составила более 16 километров. Сама страховочная система включает в себя анкерное устройство (анкерную линию или точку), страховочную привязь и соединительно-амортизирующую подсистему, связывающую анкерное устройство с надетой на работника страховочной привязью.
Для экстренной эвакуации с подкрановых путей и из кабины машиниста предусмотрено специальное оборудование.
— Оборудование уже установлено на 106 объектах подкрановых путей, более 70 кранов с кабинами оборудованы стационарными анкерными точками, каждая из кабин будет оснащена системами «Десантер» для безопасного плавного спуска в экстренной ситуации, — рассказал Kn51.ru начальник отдела охраны труда департамента промышленной безопасности КГМК Илья Сенченко.
В Мончегорске новое оборудование установили в трех отделениях цеха электролиза никеля – ЦЭН-1, ЦЭН-2 и карбонильного никеля, в транспортном цехе, центре энергообеспечения и цехе материально-технического обеспечения. В Печенгском округе – на руднике «Северный», обогатительной фабрике, транспортном цехе, центре энергообеспечения в Заполярном и в шахте «Каула-Котсельваара» в Никеле.
Для обеспечения качественной и долговременной работы системы тщательно выбирали материал для изготовления, изучали новинки на рынке страховочных систем.
— В некоторых подразделениях КГМК необходимо было использовать кислотостойкий материал. В 2022 году во время проектирования и обследования объектов в КМГК мы столкнулись с проблемой ухода западных компаний с рынка нашей страны. Мы нашли российского производителя, который произвел оборудование из нержавеющей стали AISI 316. Она устойчива к коррозии, высоким температурам и агрессивным средам, — рассказала ведущий менеджер сбыта компании «Восток-сервис», куратор проекта на предприятиях группы компании «Норникель» Оксана Боботова.
— Вместе с сотрудниками Кольской ГМК и производителем оборудования — компанией Safe-Tec — мы обследовали все подкрановые пути. Сегодня нам продемонстрировали, как это все работает. Все прошло в штатном режиме. Хотелось бы поблагодарить КГМК, что профинансировали проект, — подчеркнул начальник отдела охраны труда управления охраны труда и промбезопасности «Печенгастрой» Руслан Юлдашев.
Изучили теорию
Обучение мончегорцев провели в реальных условиях – на складе №3 цеха материально-технического обеспечения и в транспортном цехе. Участникам рассказали о страховочных системах, как надевать привязь, подсоединяться к анкерному устройству, производить экстренный спуск из кабины крановщика и безопасно работать на подкрановых путях.
— Кабина мостового крана оборудована специальным анкерным устройством, которое намертво крепится к деталям кабины, и системой эвакуации «Десантер» — это полиамидный трос достаточной длины и спусковое устройство. При опасности – задымлении, пожаре — крановщик присоединяется к анкерному устройству, сбрасывает канат вниз, присоединяет себя с помощью страховочной привязи к системе и безопасно спускается. Система работает в полуавтоматическом режиме, то есть для спуска необходимо только нажать специальную ручку, — объяснил представитель производителя страховочного оборудования компании Safe-Tec Алексей Савин.
Проверили на практике
Сотрудникам Кольской ГМК и подрядных организаций не просто рассказали о новых системах, но и показали их действие на практике. В первый день обучения Алексей Савин на себе продемонстрировал, насколько просто и быстро можно эвакуироваться из кабины машиниста.
— С 1995 года работаю машинистом крана. Такое обучение прохожу впервые. В экстренной ситуации, думаю, система может быть полезна, при правильном ее использовании поможет в нужный момент. Инструктор рассказал все доступно. Надеемся, экстренных ситуаций не будет, и нам не придется ею пользоваться, — отметила участница обучения Екатерина Казакова.
— Мы проводим обучение для машинистов кранов, чтобы при возникновении нестандартной ситуации они могли, не дожидаясь сотрудников аварийно-спасательной службы самостоятельно, при помощи специальных средств, спуститься вниз. Встроенная система «Антипаника» не даст ошибиться, — подчеркнул Илья Сенченко. – Работу показываем не на стендах, а в реальных условиях, чтобы сотрудники увидели, что система реально работает и может спасти человеческую жизнь.
На следующий день испытание провели на стационарной страховочной системе: с подкрановых путей «сорвался» 100-килограммовый манекен.
— Мы провели натурные испытания страховочной системы. На манекен надели привязь нашего производства, которая призвана удерживать человека от падения и минимизировать повреждения, которые он может получить в процессе срыва. Также применили страховочный строп с амортизатором и гибкую анкерную линию, которая смонтирована под потолком, — рассказал Алексей Савин. – После того, как испытательный груз сбросили, мы увидели срабатывание индикаторов срыва, провисание троса. Жизнь условного сотрудника была спасена, серьезных травм не получил. Страховочные привязь и трос выполнили свою функцию.
— При опускании груза линия сработала настолько мягко, что позволила произвести сброс и зависание груза без срабатывания амортизатора, который установлен на стропе. Это говорит о том, что, если бы это был человек, он бы плавно завис без каких-либо резких движений. Систему будет применять при осмотре подкрановых путей персонал компании «Печенгастрой», ремонтных служб транспортного цеха, центра энергообеспечения и рудника «Северный», — рассказал Илья Сенченко.
В планах – продолжить установку современного страховочного оборудования и оснастить кровли производственных подразделений стационарными страховочными системами для безопасного их обслуживания.